Общее
1.МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В разных отраслях науки существуют специфические методы и средства исследования, но это не исключает возможности и необходимости изучения и оценки таких средств и методов исследования, которые являются общими для широкого класса эмпирических и абстрактных наук.
В методологии научных исследований рассматриваются общие закономерности познания и, в частности, специфические средства и методы, с помощью которых происходит научное исследование. В упрощенном представлении методология – это логически обоснованный план решения поставленной научно-исследовательской задачи. Вопросы методологии представлены в работах.
Общей методологической основой научных исследований является диалектический метод и законы диалектики: переход количества в качество, отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей.
1.1. Определение науки
Прежде чем рассматривать вопросы методологии научных исследований, рассмотрим определение науки как особого явления общественной жизни.
Долгое время науку рассматривали как систему знаний. В настоящее время стало очевидно, что наука – это не только совокупность систематизированных знаний, но и специфическая целостная система, и особая форма деятельности человека, подчиняющаяся в своем развитии особым закономерностям.
Изучение общих закономерностей развития науки и техники, зависимости темпов и направлений их развития от других социальных явлений, разработка теоретических основ организации, планирования и управления наукой, опирающихся на объективную логику развития науки, – все эти проблемы не могут быть решены в рамках ни одной из существующих наук.
В связи с этим сейчас быстро формируется специальная комплексная отрасль знания, предметом которой является наука как специфическая система и особая форма деятельности человека. Ее называют наукой о науке или науковедением.
Один из основателей науковедения Джон Бернал полагает, что дать исчерпывающее определение науке невозможно и любая попытка такого рода «… может выразить более или менее точно лишь один из ее аспектов».
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о реальном мире. Науку мы понимаем как сферу деятельности человека по установлению объективных связей, внутренних закономерностей объективного реального мира.
Понятие «наука» включает как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных знаний, образующих научную картину мира.
Непосредственная цель науки – описание, объяснение и пред- сказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых законов, а в широком смысле – теоретическое отражение действительности.
Будучи неотделимой от практического способа освоения мира, наука как производство знаний представляет специфическую форму деятельности человека.
Если в материальном производстве знания используют лишь в качестве идеальных средств, то в науке их получение образует главную и непосредственную цель независимо от того, в каком виде воплощается эта цель: теоретическом описании, схемах технологического процесса, формулах и т. д.
В отличие от видов деятельности человека, результат которых в принципе бывает известен заранее и задан до начала деятельности, научная деятельность правомерно называется такой лишь постольку, поскольку дает приращение нового знания, т. е. ее результат принципиально нов и нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности человека.
1.1. История развития науки
История науки уходит своими корнями в практику ранних человеческих обществ, в которой были неразрывно сплавлены познавательные и производственные моменты.
Первоначальные знания носили практический характер, выступали в роли методических указаний в конкретных видах человеческой деятельности. Эти знания, полученные на основе простого наблюдения, не были научными. Они не раскрывали сущности явлений и взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие.В странах Древнего Востока была накоплена значительная ин- формация – важная предпосылка будущей науки.
«Факты, – говорил И.П. Павлов, – это воздух ученого. Но сами по себе факты – еще не наука. Они становятся составной частью научных знаний, если выступают в систематизированном обобщенном виде».
Для развития науки были необходимы определенные социальные условия: достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, в частности, разделение труда на умственный и физический.
Аристотель и другие греческие ученые дали первое описание закономерностей природы, общества и мышления. Они ввели систему абстрактных понятий, создали традицию поиска объективных естественных законов, заложили основы доказательного способа изложения материала.
Этот период знаменателен созданием первых теоретических систем в области геометрии (Евклид), механики (Архимед) и астрономии (Птолемей).
В эпоху Средневековья огромный вклад в науку внесли ученые Арабского Востока и Средней Азии: Ибн-Сина (Авиценна), Бируни и др. Созданию базы для современной науки способствовало развитие алхимии и астрологии. Первая предшествовала развитию химии, а
вторая – астрономии и космонавтики.
С ХVI–ХVII веков наука начала превращаться в самостоятельный фактор духовной жизни, в реальную базу мировоззрения (Леонардо да Винчи, Коперник).
Наряду с наблюдением наука берет на вооружение эксперимент, который становится ведущим методом исследования и значительно расширяет сферу познания, тесно соединяя теоретические рассуждения с практическими испытаниями.
В результате усилилась познавательная мощь науки, и современные энциклопедисты считают, что этот период (годы жизни Гали- лея, Коперника, Ньютона и других) был первой научной революцией.
Успехи механики к концу ХVII века (Эйлер, Ломоносов, Даллас) сыграли решающую роль в формировании механистической картины мира.
Эволюционное учение в биологии Дарвина, периодическая система Менделеева показали наличие развития и внутренней связи между известными видами животных и веществ.
В середине XIX века создаются социально-экономические, философские и общенаучные предпосылки для построения научной теории общественного развития (К. Маркс, Ф. Энгельс).
На рубеже ХIХ–ХХ веков новые открытия в физике привели к кризису классической науки нового времени, прежде всего, к краху
«механистической» концепции теории познания, логики и исторического материализма.
Кризис разрешился новой революцией в науке, которая началась в физике (Планк, Эйнштейн) и охватила все основные отрасли науки.
К середине XX века сделан ряд фундаментальных открытий: генетический код, новые источники энергии и материалов, освоены методы управления большими системами; космические исследования и т. д.
1.1. Закономерности развития науки
В настоящее время, когда обобщен опыт более чем двух тысячелетий истории науки, отчетливо обнаруживается ряд общих закономерностей и тенденций ее развития, рассмотренные в [4, 5, 6]
Наука движется вперед пропорционально объему знаний, унаследованных ей от предшествующего поколения, которое описывается экспоненциальным законом. Так, объем научной деятельности удваивается (начиная с XVII века) каждые 10–15 лет, что находит выражение в количестве ученых, научных открытий и информации.
Всю историю науки пронизывает сложное диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции. Освоение все новых областей реальности и углубление познания приводит к дифференциации науки, ее дроблению на более специализированные области знания.
1.2. Классификация отраслей науки
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно делят на 3 подсистемы (группы): естественные, общественные и технические.
По своей направленности науку принято подразделять на фундаментальную и прикладную.
Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества, мышления. Эти законы и структуры изучают в
«чистом виде», безотносительно к их возможному использованию.
Непосредственной целью прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Поэтому критерием успеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социального заказа – эффективности внедрения. На стыке прикладных наук и практики развивается особая область исследования – разработки, в которых результаты прикладных наук используют в технологических процессах, новых конструкциях, материалах и т. д. Прикладные науки могут развиваться с преобладанием как теоретической, так и практической проблематики. Все технические науки являются прикладными. В современной науке на долю прикладных наук приходится до 80–90 % всех исследований и ассигнований.
Основная задача в настоящее время заключается в сокращении длительности цикла: фундаментальные исследования – прикладные исследования – разработки – внедрение.
Очень часто молодой научный работник, аспирант или соискатель не видят различия между прикладной научно-исследовательской работой (диссертацией) и разработкой в области опытно- конструкторских работ (ОКР). Это заблуждение носит принципиальный характер и в значительной мере отражается на продолжительности выполнения диссертационной работы и ее качестве. Рисунок 1 дает представление об этапах выполнения научно-исследовательской работы.
1
Формулирование темы исследования (предварительное ознакомление с литературой и классификация основных на- правлений, оценка актуальности)
2
Формулирование цели и задач исследования (подробное изучение литературы, анализ, сопоставление, критика прорабатываемой информации сообщение информации и составление главы. Состояние вопроса и уровень его исследования, проблемная ситуация, цели и задачи)
3
Теоретические исследования (изучение физической сущности, формулирование гипотезы, выбор и обоснование математической модели, получение аналитических выражений, теоретический анализ)
4
Экспериментальные исследования (цели, задачи, программа и методика исследования, материальное обеспечение стендами, агрегатами, приборами, проведение экспериментов, обработка результатов наблюдении)
5
Анализ и оформление научных исследований (сопоставление эксперимента с теорией, уточнение теоретических моде- лей, исследований и выводов, дополнительные эксперименты, превращение гипотезы в теорию, сформирование научных и производственных выводов)
6
Внедрение и экономическая оценка эффективности исследований
Рисунок 1 – Этапы выполнения прикладной научно-исследовательской работы
Вопросы
1. Методологии научных исследований.
2. Понятие «наука» и цель науки.
3. История развития науки.
4. Закономерности развития науки.
5. Классификация отрасли науки.
6. Этапы выполнения прикладной научно-исследовательской работы.
7. Задачи фундаментальных наук.
8. Кто внес огромный вклад в науку в эпоху Средневековья?
9. Что является целью прикладных наук?
10. Какие открытия привели к кризису классической науки нового времени?
Изучите материалы по теме: "Основы научных исследований в землеустройстве и кадастрах"