Дисциплина относится к вариативной части блока Б1. «Дисциплины (модули)». Изучается в 6, 7 семестре, на 3, 4 курсе при очной и заочной формах обучения.
Изучение дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин учебного плана «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Информационные технологии и системы в экономике», «Теория бухгалтерского учета», «Теория экономического анализа», «Бухгалтерский финансовый учет».
Дисциплина является основополагающей для изучения следующих дисциплин и/или практик «Международные стандарты финансовой отчетности», «Аудит», «Учет на предприятиях малого бизнеса», «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы АПК».
Эффективность работы предприятий в условиях рыночных отношений во многом зависит от управленческой деятельности, обеспечивающей их реальную экономическую самостоятельность, конкурентоспособность и активное положение на рынке. Это потребовало другого подхода и организации информационной системы. Финансовый учет как основная часть существующей информационной системы предприятия не обеспечивает управленцев всех уровней оперативной информацией, необходимой для разработки стратегии и тактики внутреннего управления деятельностью предприятия в современных условиях.
Контроль и регулирование, являясь основными функциями управления, базируются на сопоставлении плановых данных и сведений оперативного учета. Оценка результатов управленческих решений и ответственность за их исполнение производятся по данным внутренней отчетности. Управленческие решения предпринимательской деятельности основываются на плановой, нормативной, технологической, учетной и аналитической информации. Планирование и координация будущего развития предприятия реализуются на аналитических расчетах, произведенных с помощью специфических способов и приемов.Этими и другими проблемами в информационной системе предприятия занимается управленческий учет, который имеет присущие ему отличительные признаки, методы, приемы, способы, принципы ведения и выступает как особая область экономических знаний. Однако следует отметить, что в современных условиях в подавляющем большинстве отечественных организаций управленческий учет либо отсутствует совсем, либо развит очень слабо. В то же время в зарубежной практике вопросам постановки и ведения управленческого учета отдается приоритетное значение.
При этом, очевидно, что в современных условиях хозяйствования сложилась объективная необходимость управления процессами формирования затрат и исчисления себестоимости, так как именно их оптимизация служит базой выпуска конкурентоспособных товаров и способствует повышению рентабельности производства. В системе учета издержек производства необходимо получать достоверную и прозрачную учетную информацию о затратах, которая позволит собственнику посредством ведения управленческого учета ресурсов, вложенных в сферу производства, своевременно оценить эффективность использования капитала, авансируемого в хозяйственный оборот. Именно поэтому изучение проблем управленческого учета, а также его внедрение в отечественную практику приобретают приоритетное значение.
Бухгалтерский управленческий учет — это область знаний и сфера деятельности, связанная с формированием и использованием экономической информации для управления внутри хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы, банка и т.п.). Его цель заключается в том, чтобы помочь управляющим (менеджерам) в принятии экономически обоснованных решений. Из изложенного следует, что изучение и знание бакалаврами теоретических и практических вопросов управленческого учета – важное требование для современного специалиста в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.
Дисциплина «Бухгалтерский управленческий учет» предназначена для студентов очной, заочной и дистанционной форм обучения высших учебных заведений и является необходимой составляющей в освоении учебных дисциплин, устанавливающих базовые знания, для получения профессиональных навыков. Каждая тема учебного пособия состоит из теоретической части, примеров задач для самостоятельного решения студентами, контрольных вопросов для самопроверки знаний и тестовых заданий.
- Teacher: Регина Нуриева