Вертикальная интеграция Вертикальная интеграция – производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта: поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта.  Цель вертикальной интеграции –  рост компании. В качестве стратегического решения, является интегративной стратегией роста (Kotler, 1994), см. «конкурентная стратегия». Задачи звертикальной интеграции: -защита компании от влиятельных конкурентов, -поставщиков и клиентов; -обеспечение безопасности поставок; -обеспечение доступа к рынку и присутствия на рыннке; -контроль сбытовых каналов и систем распределения. Смысл вертикальной интеграции. Как правило, это включает в себя приобретение поставщиков и / или клиентов, это процесс включения в структуру компании фирм, которые связаны с ней единой технологической цепочкойСтепень вертикальной интеграции – уровень владения компетенциями, бизнес-процессами, технологиями и т. д. в цепочке процессов производства товара или услуги от идеи и сырья – до системы распределения, продажи и потребления этих товаров и услуг. Цель вертикальной интеграции – оптимизация всего процесса производства и, как следствие, рост прибыльности и стабильности бизнеса.  Задачи вертикальной интеграции: -снижение трансакционных издержек; -подконтрольность стадий производства -уменьшить давление государственного регулирования, например, сократить объём налоговых поступлений -использование эффективной системы ценовой дискриминации; -диверсификация производства и  снижение общего риска хозяйствования; -увеличение прибыли за счёт решения проблемы «двойной надбавки» или «двойной маржинализации». Вертикально интегрированные системы – ряд компаний, бизнес которых является последовательными стадиями одного производственного цикла, связанных между собой технологическими,  экономическими, логистическими и производственными связями. В вертикальных системах у активов может не быть единой собственности, но в которых сотрудничество основано, например, на коммерческих соглашениях или долях в прибыли после продажи готовой продукции. При этом, такие системы могут эффективно координироваться или управляться единой управляющей компанией.  Межотраслевая или вертикальная интеграция — метод развития крупных предприятий, направленный на снижение издержек и выход на лидирующие позиции. В ходе такой интеграции объединяются производственные и торговые предприятия, создается компания «полного цикла». Межотраслевая интеграция выбирается в качестве стратегии развития технологичными компаниями, работающими на рынках с быстрой сменяемостью технологий, высокой конкуренцией и длинной цепочкой поставок. Создание предприятий «полного цикла» ускоряет производство и поставки готовой продукции, снижает транспортные издержки, упрощает выход на новые рынки. Межотраслевая интеграция наиболее выгодна в двух случаях: 1)Удаленность производственных мощностей от места потребления товаров. Вертикальной интеграцией отличается топливно-энергетический комплекс, в котором одно предприятие занимается добычей сырья, его переработкой, доставкой и сбытом. Такой подход ускоряет бизнес-процессы, снижает расходы на посредников. 2)Высокая конкуренция в сочетании с наукоемким производством. Высокие затраты на исследования в производстве электроники, бытовой техники, фармацевтике сочетаются с обилием производителей. В таком случае совмещение исследовательских лабораторий с производственным комплексом снизит издержки, исключит «утечки» интеллектуальной собственности через посредников. Целесообразна вертикальная интеграция на крупных предприятиях, пользующихся эффектом экономии от масштаба производства. Реже всего такой метод расширения встречается в малом бизнесе, производстве уникальных товаров для узкой рыночной ниши. Разновидности вертикальной интеграции В зависимости от особенностей производства, интеграцию проводят одним из трех способов. 1)Прямая интеграция — процесс роста предприятия за счет покупки компаний-потребителей товара. Например, хлебозавод приобретает сеть кондитерских. Такой вариант снижает число посредников, ускоряет распределение готовой продукции, повышает узнаваемость бренда на рынке. 2)Обратная интеграция — рост фирмы при покупке предприятий-поставщиков сырья. Например, бюро дизайна покупает деревообрабатывающий комбинат. Такой вариант гарантирует высокое качество сырья, обеспечивает эксклюзивные условия поставки, позволяет выпускать уникальную продукцию. 3)Параллельная (сбалансированная) интеграция — процесс роста компании за счет последовательной покупки потребителей готовой продукции и поставщиков сырья. Инициатором процесса выступает крупное производство, осваивающее новый рыночный сегмент или выходящее на международный уровень. С точки зрения контроля, вертикальная интеграция разделяется на прогрессивную (производитель продукта покупает потребительскую сеть) и регрессивную (торговые сети покупают производственные мощности). Второй вариант более распространен на рынке: наладить эффективный сбыт продукции при жесткой конкуренции сложнее, чем организовать эффективное производство. Плюсы и минусы межотраслевой интеграции Эффективность расширения компании зависит от ее текущего положения на рынке, уровня спроса на продукцию, объема затрат на сырье и новые технологии. Межотраслевая интеграция имеет два достоинства: -Снижение издержек:вертикальная интеграция сокращает цепь поставок, исключает посредников, создает эксклюзивные условия сотрудничества — расходы предприятия снижаются, качество товара повышается. -Завоевание лидерства на рынке:крупные предприятия полного цикла формируют олигополию в рыночном сегменте, получают стабильно высокую прибыль и зарабатывают хорошую репутацию у потребителей. Негативные последствия вертикальной интеграции — бюрократизация компании, увеличение расходов на юридическое сопровождение бизнеса. В долгосрочной перспективе предприятия «полного цикла» образуют замкнутый рынок с минимальным уровнем конкуренции, что снижает качество продукции.